Тип публикации: диссертация
Год издания: 2005
Ключевые слова: социология культуры, духовной жизни
Аннотация: Аргументировано, что символика архетипов инволюции и эволюции социального миропорядка может быть распространена на изучение сфер сознания и видов деятельности человека. Обосновано, что в качестве полярных архетипов направленности социального бытия можно выделить архетипы "восхождения" и "нисхождения", которым соответствуют существуПоказать полностьюющие в массовом сознании смысложизненные концепции, выделенные в соответствии с принципом минимального универсума и классифицируемые как "высшие" и "низшие". Доказано, что архетипическая символика обеспечивает суггестивное воздействие на сознание масс и обусловливает эффективность ее применения в современных коммуникационных технологиях. Выявлено, что в большинстве социально-демографических слоев современного российского общества распространение архетипа "нисхождение", который проявляется в ориентации на материальный достаток, развлечения, престижное положение в обществе, преобладает над архетипом "восхождение", выражающемся в стремлении к нравственному самосовершенствованию, творчеству, созиданию. Установлено, что современная реклама, использующая архетипическую символику, преимущественно обращена к низшим уровням базовых ценностей, соответствующих модусу "нисхождение". Выявлено, что образ политической власти в массовом сознании современных россиян складывается преимущественно под воздействием архетипа "сильный вождь", актуализация которого базируется на потребности в защите и сильном центре власти.