Архетипические элементы в массовом сознании современного российского общества (аспекты использования в технологиях рекламы и PR) (по результатам социологических исследований в г. Красноярске в 2003-2004 гг.) : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Описание

Тип публикации: диссертация

Год издания: 2005

Ключевые слова: социология культуры, духовной жизни

Аннотация: Аргументировано, что символика архетипов инволюции и эволюции социального миропорядка может быть распространена на изучение сфер сознания и видов деятельности человека. Обосновано, что в качестве полярных архетипов направленности социального бытия можно выделить архетипы "восхождения" и "нисхождения", которым соответствуют существуПоказать полностьюющие в массовом сознании смысложизненные концепции, выделенные в соответствии с принципом минимального универсума и классифицируемые как "высшие" и "низшие". Доказано, что архетипическая символика обеспечивает суггестивное воздействие на сознание масс и обусловливает эффективность ее применения в современных коммуникационных технологиях. Выявлено, что в большинстве социально-демографических слоев современного российского общества распространение архетипа "нисхождение", который проявляется в ориентации на материальный достаток, развлечения, престижное положение в обществе, преобладает над архетипом "восхождение", выражающемся в стремлении к нравственному самосовершенствованию, творчеству, созиданию. Установлено, что современная реклама, использующая архетипическую символику, преимущественно обращена к низшим уровням базовых ценностей, соответствующих модусу "нисхождение". Выявлено, что образ политической власти в массовом сознании современных россиян складывается преимущественно под воздействием архетипа "сильный вождь", актуализация которого базируется на потребности в защите и сильном центре власти.

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных