НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕАЛИСТИЧНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПОДДЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (DEEPFAKE): ОПЫТ КИТАЯ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.24866/1813-3274/2022-4/91-104

Ключевые слова: artificial intelligence, deepfake, cyber law, china law, information technology law, development of legal regulation, unlawful interference in the sphere of human and civil rights and freedoms, computer crime, искусственный интеллект, поддельные реалистичные аудиовизуальные материалы, киберправо, право Китайской Народной Республики, право информационных технологий, развитие правового регулирования, неправомерное вмешательство в сферу прав и свобод человека и гражданина, компьютерные преступления

Аннотация: Использование искусственного интеллекта в большинстве сфер общественной жизни стало повседневной реальностью. Современные технологии, имея ряд неоспоримых преимуществ, выражающихся в повышении экономической производительности, снижении издержек, эффективности государственного управления, оптимизации административно-распорядительныхПоказать полностьюфункций, тем не менее представляют собой опасность. Высокая распространённость технологий искусственного интеллекта среди широкой публики, простота их применения открывают возможности для использования достижений технологического прогресса не только во благо, но и в неправомерных и преступных целях. Свидетельством такого дуализма технологического прогресса в полной мере выступает методика генерации реалистичных аудиовизуальных поддельных образов и материалов посредством применения искусственного интеллекта (технология «смены лица», или дипфейк). Технологии, с помощью которых можно генерировать фальшивые аудиовизуальные материалы, на сегодняшний день достаточно «популярны» для использования в преступной среде. Применение технологий искусственного интеллекта для генерации фальшивого контента неизбежно ставит вопрос о необходимости правового регулирования этой данной сферы. Одним из направлений в области регулирования создания и использования поддельных реалистичных аудиовизуальных образов и материалов является введение полного запрета и установление уголовной и административной ответственности за незаконные манипуляции с фальшивым цифровым контентом. В связи с этим особый интерес представляет опыт Китайской Народной Республики в сфере регулирования дипфейков. Законодателем Китая был избран иной путь для формирования национальной правовой базы использования технологий «смены лица». В статье рассматриваются принятые и предложенные для принятия правовые акты Китая, регламентирующие создание и распространение поддельных аудиовизуальных материалов. Анализ показывает, что китайский законодатель отказался от полного запрета дипфейков, однако определил ряд специальных правил для их использования. Одними из них выступают обязательная маркировка сгенерированных искусственным интеллектом материалов, а также наложение ряда дополнительных обязанностей на операторов и поставщиков информационных услуг. Принятые положения имеют одну цель - не допустить использование дипфейков в неправомерных целях, а именно для подрыва общественного порядка и государственного строя, а также в целях нарушения прав граждан (право на изображение, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни). Осознавая опасность использования технологии «смены лица», законодатель Китайской Народной Республики также установил ответственность за неправомерное создание и распространение поддельных аудиовизуальных образов и материалов: гражданско-правовую, уголовную. Авторы полагают, что подход законодателя Китая к регулированию дипфейков является наиболее оптимальным и отвечающим требованиям современности, а потому может стать примером построения национального правового регулирования этой сферы. The use of artificial intelligence in most areas of public life has become an everyday reality. Modern technologies, having a number of indisputable advantages, expressed in increasing economic productivity, reducing costs, efficiency of public administration, optimization of administrative and administrative functions, nevertheless pose certain risks. The mass dissemination of artificial intelligence technologies among the general public and the simplification of their application open up the possibility of using the achievements of technological progress for illegal and criminal purposes. Such dualism of technological progress is fully proven by the method of generating realistic audiovisual fake images and materials by artificial intelligence (the technology of ‘face change’ or deepfakes), which has already gained great ‘popularity’ for its use in the criminal environment. The use of artificial intelligence technologies, no matter for what purposes, inevitably raises the question of the need for regulatory legal regulation of this new sphere. Deepfake technologies are no exception. One of the proposed directions, and the most widespread for regulating the creation and use of fake realistic audiovisual images and materials involves a complete ban and the establishment of criminal and administrative responsibility. In this regard, the experience of the People's Republic of China in the field of regulation of deepfakes is of particular interest. The legislator of China has chosen a different way to form a national legal framework for the use of ‘face change’ technologies. The article discusses the adopted and proposed for adoption legal acts of China regulating the creation and distribution of fake audiovisual materials. The analysis shows that the Chinese legislator refused to completely ban deepfakes, but defined a number of special rules for their use. One of them is the mandatory labeling of materials generated by artificial intelligence, as well as the imposition of a number of additional responsibilities on operators and information service providers. The adopted provisions have one goal - to prevent the use of deepfakes for illegal purposes, namely to undermine public order and the state system, as well as to violate the rights of citizens (the right to image, the right to honor and dignity, the right to privacy). Realizing the danger of using the technology of ‘face change’, the legislator of the People's Republic of China also established responsibility for the illegal creation and distribution of fake audiovisual images and materials: civil and criminal. The authors believe that the approach of the Chinese legislator to the regulation of deepfakes is the most optimal one and meets the requirements of modernity, and therefore can become an example of building a national legal regulation of this sphere.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Выпуск журнала: Т.24, 4

Номера страниц: 91-104

ISSN журнала: 18133274

Место издания: Владивосток

Издатель: Дальневосточный федеральный университет

Персоны

  • Дремлюга Роман Игоревич (Дальневосточный федеральный университет)
  • Моисейцев Владислав Викторович (Дальневосточный федеральный университет)
  • Парин Дмитрий Витальевич (Дальневосточный федеральный университет)
  • Романова Лариса Ивановна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных