Ермак в русской словесной культуре: конструирование образа, коммеморативные практики

Описание

Год издания: 2023

Ключевые слова: ермак, исторические нарративы русской литературы, пантеон национальных героев, конструирование исторической памяти

Аннотация: Проект направлен на решение фундаментальной научной задачи: прояснение места Ермака и самого факта покорения Сибири в национальной исторической памяти. Хорошо известно, что последняя во многом конструируется при помощи литературных средств: освещение похода казаков, роли Строгановых, биографический претекст Ермака (разбойничество нПоказать полностьюа Волге), взаимодействие фольклорной стихии (меморатов, преданий, исторических песен) с официальной письменностью XVII в., переоткрытие образа Ермака Карамзиным-автором «Истории государства Российского» – всё это акты литературного творчества, в которых задействован основной арсенал поэтики, присущей нарративной словесной культуре. Таким образом, в центре проекта находится продуктивный междисциплинарный узел – преимущественно литературные источники, поставленные на службу общей коммеморативной стратегии увековечивания имени и деяний Ермака, легитимации его подвига, концептуализации присоединенных к России в XVI-XVII вв. пространств северо-восточной Азии, наделения их определенными смыслами и ролями в общеимперском контексте. Особенностью привлеченного материала, обусловливающей эвристичность проекта, является существенная «непроговоренность» культа Ермака. У основ развития темы в 1620-е гг. его образ и личность приготовлялись к возможной последующей канонизации (см. «Синодик Ермаковым казакам»), каковой, однако, не последовало. Получилось, что конгломерат исторических воспоминаний о походе казаков с самого начала балансировал на грани официального и неофициального статусов, а личность Ермака то приближалась к фокусу признания, то отодвигалась от него. Сообразно этой динамике развивалась и словесная традиция, в которой регулярная письменность сложно взаимодействовала с фольклорным мифотворчеством. В современном контексте отечественной науки заявленная тема является актуальной: проблематика исторической имагологии находится в центре исследовательского внимания ввиду нескольких причин. Интерес к литературным репрезентациям «человека в истории» поддерживается переоткрытой темой идеологий как культурных символов (см. работы А.Л. Зорина о М.М. Сперанском-«внутреннем враге»), давней, но не утратившей своего влияния традицией семиотического изучения поведенческих стратегий, в русле которых по-новому стала рассматриваться символическая жестикуляция русских монархов, конфигурирование ими вокруг своих рукотворных образов текстов определенной проблематики и поэтики (работы Р. Уортмана, В. Проскуриной и др.). Наконец новейшим привнесением в эту палитру подходов стали исследования коммеморативной деятельности (от «мест памяти» П. Нора и изучения «юбилейных» нарративов до общих стратегий политики в области памяти А. Ассман), основанные на базовом понимании традиции как предмета текстуализации – ср. «нарративные повороты» в целом ряде современных социальных наук. Заявляемый проект характеризуется новизной – в указанном аспекте образ Ермака и связанный с его именем свод текстов не изучался, хотя в науке накоплен достаточный опыт для начала движения в намеченном направлении. Здесь в первую очередь необходимо назвать работы отечественных медиевистов и фольклористов (В.В. Блажес, Е.И. Дергачева-Скоп, Е.К. Ромодановская), внесших существенный вклад в прояснение источниковой базы сюжета о Ермаке на историческом отрезке XVII столетия, а также в устной среде. Конкретные задачи проекта определяются особенностями рассматриваемых источников. Всякий раз, как мы уже видели на примере памятников начала XVII в., Ермак будет рассматриваться в двойной оптике официозной (в реалиях XIX в. – классической) традиции (Н.М. Карамзин, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин [на уровне замысла], Л.Н. Толстой, М.И. Цветаева и др.) и низового чтения, массовой литературы, граничащих с фольклором. Фундаментальным вопросом, связанным с сутью коммеморативной деятельности, здесь станет то, в каком направлении низовыми авторами деформировалась исходная мотивная схема, почерпнутая Карамзиным из находившихся в его распоряжении источников XVII в.

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных