РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «СУРОВОГО СТИЛЯ» : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Ключевые слова: S. E. Orlov, soviet art, «severe style», socialist realism, historical genre, socialist revolution theme, severe style iconography, fine arts of Siberia, С. Е. Орлов, советское искусство, «суровый стиль», соцреализм, исторический жанр, тема социалистической революции, иконография «сурового стиля», изобразительное искусство Сибири

Аннотация: В статье рассматривается революционная тематика как частный случай исторического жанра в советском изобразительном искусстве 60-80-х годов, представляющий не только конкретно-исторический характер социальных ценностей, но и являющий метафизический концепт. Наряду со столичными мастерами, над проблемой изложения языком «сурового стиПоказать полностьюля» внеисторического контекста в произведениях исторического жанра на революционную тему работают региональные художники. В качестве репрезентанта, воплощающего религиозную проблематику в историко-революционных произведений «сурового стиля», предлагается рассмотреть творчество красноярского художника С. Е. Орлова. Для раскрытия темы в статье представлено культурологическое обоснование исторического жанра в системе художественной культуры и философско-искусствоведческий анализ релевантных произведений, доказывающие не только осуществление в них этических норм и эстетических особенностей эпохи, но и спектра религиозно-философских проблем.Эмпирическим фундаментом настоящего исследования послужила работа с личными архивами С. Е. Орлова, беседы и интервью с вдовой художника А. Н. Орловой, состоявшиеся в период с 2007 по 2019 годы.Методологическим основанием исследования выступили жанровая концепция М. М. Бахтина, согласно которой жанр имеет прагматическую ориентацию на социальное взаимодействие людей, является условием коммуникации и генератором идей, то есть понимается как универсальный инструмент культуры, культуроло-гическая и философская категория; иконографический метод Н. П. Кондакова и П. П. Муратова, предполагающий семиотический уровень анализа художественного текста в определении религиозной семантики художественного языка произведения; концепция символического языка перспективы П. А. Флоренского и концепция коммуникативного характера иконы как художественной доминанты произведения А. Б. Успенского; экстраполяция иконографического метода на анализ произведений русского авангарда В. В. Бычкова; концепция визуальной сущности религии, В. И. Жуковского, Н. П. Копцевой и Д. В. Пивоварова. The article considers revolutionary themes as a special case of the historical genre in the Soviet fine arts of the 60-80s, representing not only the concrete historical nature of social values, but also a metaphysical concept.Along with the masters of the capital, regional artists are working on the problem of presenting the non-historical context in the language of the «severe style» in the works of the historical genre on a revolutionary theme. As a representative embodying religious issues in the historical and revolutionary works of the «severe style», it is proposed to consider the work of the Krasnoyarsk artist S. E. Orlov. To reveal the topic, the article presents a cultural rationale for the historical genre in the system of artistic culture and a philosophical and art history analysis of relevant works, proving not only the implementation of ethical norms and aesthetic features of the era, but also the spectrum of religious and philosophical problems.The empirical foundation of this study was the work with the personal archives of S. E. Orlov, conversations and interviews with the widow of the artist A. N. Orlova, which took place in the period from 2007 to 2019.The methodological basis of the study was the genre concept of M. M. Bakhtin, according to which the genre has a pragmatic orientation towards the social interaction of people, is a condition for communication and a generator of ideas, that is, it is understood as a universal tool of culture, cultural and philosophical category; the iconographic method of N. P. Kondakov and P. P. Muratov, which implies a semiotic level of analysis of a literary text in determining the religious semantics of the artistic language of a work; the concept of the symbolic language of perspective by P. A. Florensky and the concept of the communicative nature of the icon as the artistic dominant of the work of A. B. Uspensky; extrapolation of the iconographic method to the analysis of the works of the Russian avantgarde by V. V. Bychkov; the concept of the visual essence of religion by, V. I. Zhukovsky, N. P. Koptseva. and D. V. Pivovarov.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Северные Архивы и Экспедиции

Выпуск журнала: Т.7, 2

Номера страниц: 15-26

ISSN журнала: 25421158

Место издания: Красноярск

Издатель: ООО «МЦПК г. Красноярск»

Персоны

  • Бородина Марьяна Александровна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных