Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11127
Ключевые слова: knowledge, university, intellectual capital, hybrid scientific and education environment, research competency, training course ontology, Network education system, вуз, знания, научно-исследовательская компетентность, интеллектуальный капитал, гибридная научно-образовательная среда, онтология учебного курса, сетевая образовательная система
Аннотация: В современных социально-экономических условиях развитие интеллектуального капитала для наукоемких производств и передовых отрас¬лей науки является актуальной проблемой высшего образования. Ее решение связано с переосмыслением сущности и ресурсного потенциала вуза. Одним из возможных путей в русле современных образовательных концепцПоказать полностьюий видится преобразование вуза в «фабрику знаний». Научно-образовательная среда вуза в таком понимании отличается полисубъектностью и гибридным характером, проявляющимся во взаимодействии естественных и искусственных интеллектуальных агентов. Необходимость теоретико-методологического обоснования развития интеллектуального капитала в условиях гибридной научно-образовательной среды вуза определила цель статьи - создание модели, отражающей основные компоненты интеллектуального капитала и механизмы его развития. Также в обосновании нуждается выбор инструментов реализации модели, что дается на примере биофизики как отрасли науки с ускоренным получением новых научных знаний, требующих трансляции в процесс обучения. Ведущим в исследовании является синергетически-сетевой подход, возможности которого дополняются возможностями компетентностного и онтолого-семантического подходов. В комплексе выбранные подходы позволяют осмыслить организационный, компетентностный и технологический аспекты развития интеллектуального капитала. В ходе исследования получены результаты, имеющие теоретическую значимость. Раскрыта сущность вуза как сетевой образовательной системы со структурой тройной сети, в которой происходит взаимодействие представителей науки, образования и производства. Новые научные знания, получаемые в совместной деятельности, накапливаются в открытой базе знаний, формируя интегративный ресурсный потенциал для развития интеллектуального капитала. Для понимания данного процесса разработана авторская модель, представляющая структуру интеллектуального капитала в виде четырех взаимосвязанных компонентов (человеческий, организационный и потребительский капитал, интеллектуальная собственность), определивших основные системы и механизмы его развития. Практическая значимость статьи заключается в обосновании инструментов реализации модели, позволяющих трансляцию новых научных знаний в процесс обучения. Предложена форма представления знаний, адаптированная для дидактических задач, - онтологии учебных курсов, полагаемые в основу искусственных интеллектуальных агентов. Разработан прототип искусственного интеллектуального ментора в виде веб-приложения. The development of intellectual capital for knowledge-intensive industries and cutting-edge sciences is an urgent problem of higher education under the present socio-economic conditions. Its solution relates to the rethinking of nature and resource potential of a university. A solution path in terms of modern education concepts is the university transformation into a "knowledge factory". The scientific and education environment of the university in this sense is distinguished by its polysubjectivity and hybrid character, revealed in the interaction of natural and artificial intelligent agents. The need for theoretical and methodological grounding of intellectual capital development within the hybrid scientific and education environment determined the aim of this article which is to develop a model describing the intellectual capital main components and mechanisms for its development. The choice of tools to implement the model also needs grounding, which is given by an example of biophysics as a science with accelerated generation of new knowledge to be transferred into the learning process. The study is based on the synergetic-network approach, which potential is extended by the competence-based and ontology-semantic approaches. These approaches together provide an insight into the organisation, competence and technological aspects of intellectual capital development. The study provides the following results of theoretical significance. The nature of the university is revealed as a network education system with the triple network structure within which science, education and industry representatives interact. New scientific knowledge obtained in their collaboration is accumulated in an open knowledge base to form an integrative resource potential for the intellectual capital development. To understand this process, the authors’ model is developed to explain the intellectual capital structure as four interrelated components (human, organisation and consumer capital, intellectual property), which determine the main systems and mechanisms of its development. The practical significance of this article is in grounding tools for transferring new scientific knowledge into the learning process to implement the model. A form of knowledge representation adapted for didactic tasks is offered. That is training course ontologies as the basis for Artificial Intelligent agents. A prototype of Artificial Intelligent mentor as a web application is developed.
Журнал: Научно-методический электронный журнал "Концепт"
Выпуск журнала: № 12
Номера страниц: 75-87
ISSN журнала: 2304120X
Место издания: Киров
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»