Тип публикации: диссертация
Год издания: 2023
Ключевые слова: компетентностный подход, когнитивная психология, интеграция, самообразование, метаобразование, метазнания, метанавыки, метастратегии, диагностический аппарат, оценивание сформированности метакомпетентности
Аннотация: В работе рассматривается решения задачи подготовки обучающегося к самообразовательной деятельности, успешности которой может способствовать сформированность метакомпетентности. ?Цель диссертационной работы состоит в выявлении, обосновании, разработке и реализации педагогических условий формирования метакомпетентности обучающихся в Показать полностьюобразовательном процессе вуза и определить результативность ее формирования в опытно-экспериментальной работе.?Определена технология формирования метакомпетентности посредством реализации проблемно-рефлексивного, интеллектуально-познавательного и эмпирико-праксиологического этапов. Разработана и научно обоснована идея результативного формирования метакомпетентности обучающихся в ее теоретическом, методологическом и практическом аспектах, базирующаяся на системном, деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах и достижениях когнитивной психологии, позволившая определить комплекс минимально необходимых педагогических условий, определяющих изменения в педагогической системе, ее содержательном и процессуально-технологическом компонентах, обеспечивающих проявление инициативности и самостоятельности обучающегося посредством реализации идей личностно-ориентированного образования, приоритетного использования активных технологий обучения. Определена сущность и аргументирована структура метакомпетентности с учетом ее деятельностной природы с включение мотивационно-целевого, когнитивно-содержательного, процессуально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.?Предложены и охарактеризованы составляющие оценочного инструментария, позволяющие осуществлять мониторинг изменения уровней сформированности компонентов метакомпетентности обучающихся. ?Результаты опытно-экспериментальной работы показали значимые позитивные изменения уровня сформированности обучающихся после формирующего этапа по всем критериям в экспериментальных группах, которые подтверждены с использованием Критерия Фишера.