Тип публикации: диссертация
Год издания: 2023
Ключевые слова: лишение свободы, осужденные, воспитательная работа, правовое регулирование
Аннотация: За более чем двадцатипятилетний период действия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации его текст подвергался различным корректировкам не менее ста раз, что свидетельствует о непрерывности процесса реформирования законодательства и исполнения уголовных наказаний в соответствии с современными реалиями. Однако до настояПоказать полностьющего времени правовые нормы о воспитательной работе с осужденными в форме самых общих нормативных предписаний сохранились практически в неизменном виде. D теории уголовно-исполнительного права и современном законодательстве четко не закреплена цель проведения воспитательных мероприятий, которую можно реально достичь на практике, не уточнены направления и формы воспитательной работы, критерии ее эффективности, не определено место воспитательной работы среди других средств исправления. В этом случае сотрудникам воспитательных аппаратов исправительных учреждений, являющимся преимущественно юристами, не обладающими специальными познаниями в области воспитания, может быть сложно объективно оценивать окончательный итог воспитательной работы, тем более с учетом возложения на практике на них задач, непосредственно не связанных с воспитательной работой. В результате абсолютное большинство нарушений уголовно-исполнительного законодательства, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2020–2021 гг., зафиксированы по направлениям деятельности Управления воспитательной, социальной и психологической работы Федеральной службы исполнения наказаний в части применения к осужденным мер взыскания и поощрения, организации воспитательной работы с осужденными, организации получения образования осужденными и др. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования и проведения с осужденными к лишению свободы воспитательной работы как одного из основных средств их исправления. Предметом исследования выступает комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих воспитательную работу с осужденными к лишению свободы; международные правовые акты; официальная статистическая информация; результаты конкретных социологических исследований; специальная юридическая литература; деятельность ФСИН России, других государственных органов и негосударственных организаций в области проведения воспитательной работы с осужденными. Цель диссертационного исследования заключается в выработке предложений по совершенствованию законодательства о воспитательной работе с лишенными свободы, повышению эффективности правоприменительной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы России в исследуемой сфере. Первая глава «Воспитательная работа при исполнении лишения свободы: доктринальное и юридическое закрепление» включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Формулирование определения и содержания воспитательной работы с осужденными» на основе изучения мнений специалистов прошлого и настоящего о воспитательной работе с осужденными к лишению свободы делается вывод о ее тесной связи с воспитанием как процессом и исправлением, направленным на формирование уважительного отношения осужденного к таким социальным ценностям, при взаимодействии с которыми возникли противоречия, разрешенные посредством совершения преступления. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы ориентирована на повышение мотивации к исправлению и правопослушному поведению. В параграфе исследуется содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, представляющее собой реализацию в условиях изоляции различных направлений воспитания, которые целесообразны в индивидуальных и коллективных формах. Второй параграф «Характеристика законодательства о воспитательной работе с осужденными при отбывании лишения свободы» посвящен исследованию законодательных и подзаконных актов в указанной сфере, а также выявлению и исследованию специфичных правовых недостатков. В третьем параграфе «Оценка международных стандартов и национального законодательства государств – участников СНГ о воспитательной работе с осужденными» автор, исходя из анализа основных международных документов в сфере исполнения уголовных наказаний, приходит к выводу об отсутствии в них непосредственного упоминания о воспитательной работе как средстве исправления осужденных ввиду применения терминологии, отличной от отечественного законодательства. Однако направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными фактически не имеют национальных границ и основываются на общей методологической основе. Вторая глава «Совершенствование воспитательной работы с осужденными, отбывающими лишение свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы» включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Проектирование модели воспитательной работы при лишении свободы, обновление норм-деклараций и норм-дефиниций» доказывается, что попытки реформ в области воспитательной работы с осужденными к лишению свободы не приводят к принципиальным и системным изменениям правоприменительной практики. Предлагается попытка построения правовой модели воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, которая позволит представить совокупность инициатив по изменению согласованных между собой правовых предписаний о проведении в отряде осужденных воспитательных мероприятий. Во втором параграфе «Юридическая корректировка норм-предписаний об участии в воспитательной работе с осужденными, применение мер поощрений и взысканий в исправительных учреждениях» исследуется роль каждого субъекта в процессе организации и проведении воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Целесообразно возвращение в уголовно-исполнительное законодательство института самодеятельных организаций. Автор также приходит к выводу о необходимости корректировки их основных функциональных обязанностей сотрудников в целях повышения эффективности в реализации возложенных на них задач. В третьем параграфе «Уточнение в уголовно-исполнительных нормах критериев эффективности воспитательной работы с лишенными свободы» систематизируются основные критерии и временные отрезки для оценки эффективности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.