Визуальный поворот в культуре и его отражение в современном искусстве : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Ключевые слова: visual culture, visual turn, visuality, visualisation, visual image, historical and religious painting of Siberia of the 20th- 21st centuries, Christian iconography in the art of Siberia, V. V. Ivankin, визуальная культура, визуальный поворот, визуальность, визуализация, визуальный образ, историческая и религиозная живопись Сибири XX- XXI вв, христианская иконография в искусстве Сибири, В. В. Иванкин

Аннотация: В первой части статьи рассмотрено понятие «визуальная культура». Кратко показаны предпосылки формирования понятия, сложившегося в современном социокультурном пространстве. Представлены античные философские воззрения на такие категории, как «визуальное», «зримое», «видимое»; рассмотрены предпосылки возникновения «визуального поворотПоказать полностьюа». Во второй части исследованы существующие в современных социально-гуманитарных науках подходы к изучению визуальной культуры и визуального образа - в частности, подходы к изучению образа в качестве репрезентации и в качестве присутствия. Третья (практическая) часть статьи посвящена анализу произведений современной живописи, где феномен визуального поворота в культуре, рассмотренный на примере произведений сибирской живописи, интерпретируется не только в культурно-историческом контексте и с точки зрения влияния внехудожественных факторов («репрезентации»), но и как естественный ход истории культуры, утверждающий самостоятельную ценность и наполненность смыслами каждого стиля и отрицающий существование нормативной художественной формы («присутствия»). In the first part of the article, the subject of consideration is the “visual culture” concept. The prerequisites for the concept formation that has developed in the modern socio-cultural space are briefly considered. Ancient philosophical views on such categories as “visual”, “visible”, “observable” are presented; the prerequisites for the emergence of a “visual turn” are considered. The second part examines the approaches existing in modern social sciences and humanities to the study of visual culture and visual image in particular, approaches to the study of the image as a representation and as a presence. And the third, practical part of the article is devoted to the analysis of modern painting works, where the phenomenon of visual turn in culture, considered on the example of works of Siberian painting, is interpreted not only in the cultural and historical context and from the point of view of the influence of non-artistic factors (“representation?), but also as a natural course of cultural history, asserting independent value and fullness meaning of each style and denying the existence of a normative artistic form (“presence”).

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки

Выпуск журнала: Т.17, 1

Номера страниц: 84-100

ISSN журнала: 19971370

Место издания: Красноярск

Издатель: Сибирский федеральный университет

Персоны

  • Сергеева Н.А. (Сибирский федеральный университет)
  • Пашова Э.В. (Сибирский федеральный университет)
  • Бородина М.А. (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных