Год издания: 2014
Ключевые слова: utopia, utopian metagenre in Russian fiction, political discourse, utopian world-modelling, anti-utopia, утопия, утопический метажанр в русской художественной литературе, политический дискурс, утопическое моделирование мира, антиутопия
Аннотация: В российском и западном литературоведении своеобразие русской культуры часто рассматривается через ее связь с утопическими мечтами и проектами. В данной статье рассматривается формирование утопического метажанра в русской художественной литературе, прослеживается смена акцентов с политического дискурса на художественные средства и,Показать полностьюнаоборот, архетипы, отличающие утопическое миромоделирование в разные культурные эпохи. Возможно, нет лучшего термина, чем «Утопия», для описания современной литературы. Утопии авангардистов предвосхищают глобальную коммунистическую утопию, артикулированную в их творчестве на основе теории соцреализма, которая в 1950-1960-е годы была заменена ретроспективной утопией «крестьянских писателей». Этот период предложил разнообразные ретроспективные модели утопического общества, а также технократические утопии «молодёжной прозы». В этой парадигме место постмодернизма как комплекса приемов противостояния утопическим интенциям определяется ролью антиутопии. In Russian and Western literary studies, the peculiarity of Russian culture is often considered through its connection with Utopian dreams and projects. This article discusses the formation of a utopian metagenre in Russian fiction, tracing a change in emphasis from the political discourse to artistic means, and, conversely, archetypes that distinguish utopian world-modelling in different cultural epochs. Perhaps there is no better term than “Utopia” to describe modern literature. The avant-gardists' Utopias anticipate a global communist Utopia articulated in their work on the basis of socialist realism theory, which, in the 1950-1960-s, was replaced by a retrospective Utopia of „peasant writers”. This period offered a variety of retrospective models of Utopian society, as well technocratic Utopias of “molodyozhnaya proza”. In this paradigm the place of post-modernism as a set of techniques used for opposing Utopian intentions, is determined by the role of anti-Utopia.
Номера страниц: 9-39
Место издания: Siedlce