Отличия деколониального и партиципаторного эстезиса на примере фотографического кружка «Игра с фотографией» (Якутия, 2019 г.) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.31804/2782-540X-2024-3-1-29-42

Ключевые слова: participatory art, decoloniality, esthesis, photographic circle, aesthetic theory, партиципаторное искусство, деколониальность, эстезис, фотокружок, эстетическая теория

Аннотация: Режим чувства в современной культуре связан с взаимосуществованием нескольких конкурирующих эстетических систем, которые одновременно дополняют друг друга и существуют в специфическом антагонизме. Яркимм примером такого взаимодействия можно считать деколониальный и партиципаторный эстезис. Помимо различия в установках данных теорийПоказать полностью: построения универсальной модели или ряда локальных конструктов восприятия искусства, существует видимая общность между классическим партиципаторным эстезисом и деколониальным. В рамках анализа данных феноменов сравниваются два арт-проекта, в основе которых лежит принцип партиципаторности - «Билмейрский фестиваль Спинозы» и фотокружок «Игра с фотографией». В исследовании выявляется ряд противоречий, которые рассматриваемые проекты решают по-разному. К основным проблемам, затрагиваемым в ходе реализации практик, принадлежат отношения между произведением и зрителем, художником и зрителем, зрителем как элементом произведения и участником его создания. В рамках деколониального художественного проекта сложность подобных взаимоотношений снимается не посредством формальной наглядности, а в процессе формирования пограничного состояния во время взаимодействия с другими субъектами. The mode of feeling in modern culture is associated with the interexistence of several competing aesthetic systems, which simultaneously complement each other and exist in a specific antagonism. A striking example of such interaction can be considered decolonial and participatory aesthesis. In addition to the differences in the settings of these theories: the construction of a universal model or a number of local constructs of the perception of art, there is a visible commonality between the classical participatory aesthesis and the decolonial one. As part of the analysis of these phenomena, two art projects are compared, which are based on the principle of participation - the “Bilmair Spinoza Festival” and the photo circle “Playing with Photography”. The study reveals a number of contradictions that the projects under consideration resolve in different ways. The main problems raised during the implementation of practices include the relationship between the work and the viewer, the artist and the viewer, the viewer as an element of the work and a participant in its creation. Within the framework of a decolonial artistic project, the complexity of such relationships is removed not through formal visibility, but through the process of forming a borderline state during interaction with other subjects.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Азия, Америка и Африка: история и современность

Выпуск журнала: Т.3, 1

Номера страниц: 28-42

ISSN журнала: 2782540X

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья

Персоны

  • Куприянова Анастасия А. (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных