Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.14529/hsm240410
Ключевые слова: students, body type, level of physical performance, студенты, тип телосложения, уровень физической работоспособности
Аннотация: Цель: провести индексную оценку физической работоспособности студентов с использованием Гарвардского степ-теста (ИГСТ), учитывая их антропометрические характеристики и тип телосложения. Материалы и методы. Педагогический эксперимент проводился в 2023 учебном году на кафедре физической культуры Иркутского национального исследовательПоказать полностьюского технического университета (ИРНИТУ). В данном исследовании приняли участие 243 юноши 1-2-х курсов, отнесённых по результатам медицинского осмотра к основной медицинской группе (ОМГ), и 56 юношей из специальной медицинской группы (СМГ). Проводились измерения антропометрических параметров физического развития, необходимых для определения типа телосложения по методике П.Н. Башкирова. Основой для оценки уровня физической работоспособности является индекс Гарвардского степ-теста, при котором определяется реакция организма на дозированную физическую нагрузку при восхождении на ступеньку в течение 5 минут с последующей регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС) за первые 30 секунд со второй, третьей и четвёртой минуты восстановления пульса. Результаты. В процессе констатирующего эксперимента был определён уровень физической работоспособности юношей 1-2-х курсов ИРНИТУ и его зависимость от антропометрических характеристик. Заключение. На основании полученных результатов педагогического эксперимента можно сделать вывод, что среди студентов 1-2-х курсов ИРНИТУ наиболее распространёнными является брахиморфный (41,8 %) и мезоморфный (37,5 %) типы телосложения, а преобладающий индекс физической работоспособности и физического здоровья юношей соответствует среднему уровню ИГСТ (ОМГ - 52,3 %; СМГ - 44,6 %). Следовательно, данное исследование указывает на необходимость учёта не только значений ИГСТ, но и типа конституции обучающихся при организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на кафедре физической культуры ИРНИТУ. Aim: to investigate the correlation between physical performance and anthropometric characteristics, including body type, in university students by means of the Harvard step test. Materials and methods. This study was conducted in 2023 involving 243 first-to-second-year students assigned to the main medical group and 56 male students from the special medical group (Department of Physical Education, Irkutsk National Research Technical University). Anthropometric measurements were taken using the P.N. Bashkirov method. Physical performance was assessed via the Harvard Step Test with the following protocol: the participant steps up onto and back down from the step for 5 minutes, and the total number of their heartbeats is counted from 2 to 2½, from 3 to 3½, and from 4 to 4½ minutes after finishing. Results. These results suggest a significant association between anthropometric characteristics and physical performance among university students. Conclusion. Our findings indicate that brachymorphic (41.8 %) and mesomorphic (37.5 %) body types predominate among university students. The majority of physical performance and health assessments correspond to the mean HST index (52.3 % - general exercise group; 44.6 % - special exercise group). This study underscores the need to tailor educational approaches to body types to optimize health benefits and academic outcomes.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина
Выпуск журнала: Т. 24, № 4
Номера страниц: 83-89
ISSN журнала: 25000209
Место издания: Челябинск
Издатель: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)