Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: demoscene, retrofuturism, DIGITAL art, computer art, Media-Archeology, демосцена, ретрофутуризм, цифровое искусство, компьютерное искусство, медиа-археология
Аннотация: Современное цифровое искусство существует во множестве форм, каждая из которых связана с определённым набором специфических черт, проявляющих себя как на материальном, так и на содержательном уровне. В данной статье предлагается анализ особенностей такой формы цифрового искусства как демосцена через призму концепции «ретрофутуризмаПоказать полностью». Рассматривая особенности восприятия ретрофутуризма в современной культуре и философии, можно говорить о том, что данная категория тесно связана как с тенденцией к восприятию настоящего как напряжения между прошлым и будущим (например, в метамодернистской концепции культуры), так и с аисторическим восприятием развития технических устройств, подразумевающим вариации конкретного материала вокруг практически неизменного теоретического концепта. В искусстве демосцены данные аспекты ретрофутуризма проявляют себя на техническом и содержательном уровне. Технические особенности демосцены включают в себя практики использования устаревших технических платформ для демонстрации изображений, связанных с современными представлениями о компьютерной графике. Содержательный аспект ретрофутуризма выражается в использовании образов популярной культуры, связанных с теми представлениями о будущем, которые сформировались в прошлом. В результате проведённого анализа можно говорить о том, что для демосцены элементы ретрофутуризма являются сущностным напряжением, которое позволяет рассматривать данный вид компьютерного искусства как анархеологическую практику, возникающую на основе комбинации элементов прошлого и настоящего. В этом смысле демосцену можно воспринимать не только как предмет медиа-археологического исследования, но и как пример особого метода постоянной рекомбинации прошлого и настоящего, который сам по себе может являться инструментом экспериментального исследования медиа-платформ. Contemporary digital art exists in many forms, each of which is associated with a certain set of specific features that manifest themselves both at the material and content levels. This article offers an analysis of the features of such a form of digital art as demoscene through the prism of the concept of "retrofuturism". Considering the features of the perception of retrofuturism in modern culture and philosophy, we can say that this category is closely related to both the tendency to perceive the present as a tension between the past and the future (for example, in the metamodernist concept of culture), and to the ahistorical perception of the development of technical devices, implying variations of a specific material around a virtually unchanging theoretical concept. In demoscene art, these aspects of retrofuturism manifest themselves at the technical and content levels. The technical features of the demoscene include the practice of using outdated technical platforms to demonstrate images associated with modern ideas about computer graphics. The substantive aspect of retrofuturism is expressed in the use of images of popular culture associated with those ideas about the future that were formed in the past. As a result of the analysis, it can be said that for the demoscene, elements of retrofuturism are an essential tension that allows us to consider this type of computer art as an anarchaeological practice that arises from a combination of elements of the past and present. In this sense, the demoscene can be perceived not only as a subject of media archaeological research, but also as an example of a special method of constant recombination of the past and the present, which in itself can be a tool for experimental research of media platforms.
Журнал: Цифровизация
Выпуск журнала: Т. 5, № 4
Номера страниц: 27-36
ISSN журнала: 27128733
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная молодёжная общественная организация "Союз молодых учёных Красноярья"