Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.25198/1814-6457-244-171
Ключевые слова: self-management, self-management competence, FUNCTIONAL literacy, educational process, universal competencies, самоменеджмент, компетентность самоменеджмента, функциональная грамотность, образовательный процесс, универсальные компетенции
Аннотация: Современные тенденции и ориентации в образовании, в становлении обучающегося как профессионала, развития его личности в аспекте индивидуальных предпочтений предполагают наличие развитых универсальных навыков, способствующих эффективному самоуправлению и самореализации в разных сферах, умению оперативно и осознанно выполнять разные Показать полностьюфункции. Целью данного исследования является конкретизация понятия «функциональная грамотность», и выявление соотношения между понятиями «функциональная грамотность» и «компетентность самоменеджмента». В результате исследования раскрыта сущность понятия«компетентность самоменеджмента» как интегративное, динамическое качество личности, ориентированной на саморазвитие, определяющее способность и готовность специалиста к самоорганизации, управлению собственными ресурсами для достижения успехов в образовательной, профессиональной и личной жизни; показана многоаспектность этого феномена. Обосновано, что компетентность самоменеджмента является одним из видов функциональной компетентности современного человека. В исследовании использовались теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по теме, сравнительно-сопоставительный анализ обобщенного и личного педагогического опыта в формировании компетентности самоменеджмента как вида функциональной грамотности); эмпирические (формирующий эксперимент, диагностические методы); статистические. Current trends and orientations in education, in the development of a student as a professional, the development of his personality in terms of individual preferences suggest the presence of developed universal skills that contribute to effective self-management and self-realization in different areas, the ability to quickly and consciously perform different functions. The purpose of this study is to specify the concept of “functional literacy” and identify the relationship between the concepts of “functional literacy” and “self-management competence”. As a result of the study, the essence of the concept of “self-management competence” is revealed as an integrative, dynamic quality of a person focused on self-development, determining the ability and readiness of a specialist for self-organization, managing his own resources to achieve success in educational, professional and personal life; the multifaceted nature of this phenomenon is shown. It is substantiated that self-management competence is one of the types of functional competence of a modern person. The study used theoretical methods (analysis of psychological and pedagogical literature on the topic, comparative analysis of generalized and personal pedagogical experience in the formation of self-management competence as a type of functional literacy); empirical (formative experiment, diagnostic methods); statistical.
Журнал: Вестник Оренбургского государственного университета
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 171-176
ISSN журнала: 18146457
Место издания: Оренбург
Издатель: Оренбургский государственный университет