Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.21638/spbu24.2024.307
Ключевые слова: russian emigrants, Manchuria, china, russia, russian-Chinese relations, Chinese Eastern Railway, Special Region of the Eastern Provinces, русские эмигранты, маньчжурия, китай, россия, русско-китайские отношения, Китайско-Восточная железная дорога, Особый район Восточных провинций
Аннотация: Статья посвящена проблемам русско-китайских отношений на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в период, когда дорога перешла под власть Китайской Республики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения исторического опыта российских общин за рубежом в сложные периоды истории. Цель исследования - выявление и аПоказать полностьюнализ проблем русско-китайских взаимоотношений на КВЖД в условиях установления китайской власти в полосе отчуждения, а также рассмотрение советско-китайского противостояния по вопросу принадлежности дороги. Для достижения этой цели восстанавливается историческая картина событий на КВЖД, в научный оборот вводятся новые исторические источники, в том числе материалы по истории КВЖД из фонда Е. Х. Нилуса архива Гуверовского института войны, революции и мира при Стэнфордском университете. Привлеченные к исследованию документы и материалы позволили дополнить историческую картину событий русско-китайских отношений в полосе отчуждения КВЖД, рассмотреть проблемы русских мигрантов в переломный период истории 1920-1924 гг. На протяжении всего этого периода китайцы последовательно формировали китайские государственные институты в Особом районе Восточных провинций, местная китайская общественность активно поддерживала политику утверждения китайского суверенитета в полосе отчуждения КВЖД. Значительное по численности и сложное по составу российское население полосы отчуждения КВЖД было недовольно отменой экстерриториальности, но при этом успешно встраивалось в систему Китайского государства, не порывая связей с Русским государством и традиционной культурой. В новых условиях русские на КВЖД сохранили образ жизни, свободу и материальное благополучие. Взаимовыгодное русско-китайское взаимодействие обеспечило политическую и экономическую стабильность русского населения в Особом районе Восточных провинций Китайской Республики в переходный период 1920-1924 гг. The purpose of the study is to identify and analyze the problems of Russian-Chinese relations on the Chinese Eastern Railway (CER) in the context of the establishment of Chinese power in the exclusion zoneand the Soviet-Chinese confrontation over the ownership of the road. To achieve this goal, the historical picture of events on the CER is being restored, new historical sources are being introduced into scientific circulation, including materials on the history of the CER from the E. Kh. Nilus Archive of the Hoover Institute of War, Revolution and Peace at Stanford University. The documents and materials involved in the study made it possible to supplement the historical picture of the events of Russian-Chinese relations in the exclusion zone of the Chinese Eastern Railway, and to consider the problems of Russian migrants during the turning point in history 1920-1924. Throughout this period, the Chinese consistently formed Chinese state institutions in the Special Region of the Eastern Provinces, and the local Chinese public actively supported the policy of asserting Chinese sovereignty in the CER right-of-way. The Russian population of the CER right-of-way, significant in number and complex in composition, was dissatisfied with the abolition of extraterritoriality, but at the same time successfully integrated into the system of the Chinese state, without breaking ties with the Russian state, without losing traditional culture. In the new conditions, Russians on the CER retained their traditional way of life, freedom and material well-being. Mutually beneficial Russian-Chinese interaction ensured the political and economic stability of the Russian population in the Special Region of the Eastern Provinces of the Republic of China during the transition period of 1920-1924.
Журнал: Новейшая история России
Выпуск журнала: Т. 14, № 3
Номера страниц: 636-656
ISSN журнала: 22199659
Место издания: Санкт-Петербург
Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет