Характеристика явлений упадка позднесоветского общества через призму феноменов общественного сознания: опыт критического анализа художественного фильма «Премия» (С.Г. Микаэлян, «Ленфильм», 1974 г.) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Ключевые слова: soviet authorities, communist Party, Soviet worker, Soviet Manager, Sergei Mikaelyan, class antagonism, autonomization, corporativism, social consciousness, советская власть, коммунистическая партия, советский работник, советский управленец, Сергей Микаэлян, классовый антагонизм, автономизация, корпоративизм, общественное сознание

Аннотация: В статье исследуется процесс постепенного упадка и разложения советского общества, имевший место во второй половине XX века. Статья стремится заложить основу, сформировать базис последующих глубоких исследований по указанной проблематике. Несмотря на политико-экономический и общественно- философский характер рассматриваемых вопросоПоказать полностьюв, авторы, вследствие действия множества обстоятельств, затрудняющих непосредственное созерцание и критическое осмысление хода развития общественного бытия, намеренно сужают круг используемых материалов до феноменов, характеризующих общественное сознание граждан СССР в послевоенный период, в особенности - в 60-е - 70-е годы. Их репрезентантом в исследовании выступает кинофильм 1974 года «Премия», анализу которого и посвящена статья. Во вводном разделе работы обозначаются отличительные черты используемой авторами методологии, как то: применение диалектического подхода в изучении предмета и его внутренних и внешних противоречий, решающее значение анализа текстуального аспекта произведения, используемых персонажами коммуникативных и риторических моделей. Первый раздел авторы отводят под составление общей характеристики картины, анализ его наиболее репрезентативных в контексте указанной тематики особенностей, его внутренней проблематики и лежащего в основе последней противоречия между непосредственным производителем и его управляющим. Установленное противоречие далее исследуется в конкретных формах его отображения. Во втором и последнем разделе статьи производится абстрагирование отражаемых в фильме явлений с целью отделения сущности от формы художественного выражения, определения и осмысления их общественного содержания. Определяется возможный круг социально-экономических и политических процессов, сформировавших идеологические основания работы над фильмом, намечается вектор дальнейших исследований. He article examines the process of gradual decline and decay of Soviet society that took place in the second half of the 20th century. The article aims to lay the foundation and form the basis for further in-depth research on these issues. Despite the politico-economic and socio-philosophical nature of the issues under examination, the authors, due to the e ect of many circumstances that make it di cult to directly contemplate and critically comprehend the course of the development of social existence, deliberately narrow the range of materials used to phenomena that characterize the social consciousness of citizens of the USSR in the post-war period, especially in the 60s - 70s. Their representative in the study is the 1974 lm «The Award», to the analysis of which the article is devoted. The introductory section of the work identi es the distinctive features of the methodology used by the authors, such as the use of the dialectical approach in the study of the subject and its internal and external contradictions, the crucial importance of analyzing the textual aspect of the work, and the communicative and rhetorical models used by the characters. The authors assign the rst section to the compilation of the general characteristics of the picture, the analysis of its most representative features in the context of this topic, its internal problems and the underlying contradiction between the direct producer and his manager. The established contradiction is further investigated in the speci c forms of its representation. In the second and last section of the article, the phenomena re ected in the lm are abstracted in order to separate the essence from the form of artistic expression, to de ne and comprehend their social content. The possible range of socio- economic and political processes that formed the ideological foundations of the work on the lm is determined, and the vector of further research is outlined.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Под знаменем марксизма

Выпуск журнала: Т. 1, 1

Номера страниц: 56-67

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья

Персоны

  • Козинский Артём Станиславович (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных