Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: Kaiser Wilhelm Memorial Church in Berlin, 1891-1895, Franz Heinrich Schwechten, 1959-1963, Egon Eiermann, historical experience, artistic image, architecture, Мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, 1891-1895 гг, Франц Генрих Швехтен, 1959-1963 гг, Эгон Айерман, исторический опыт, художественный образ, архитектура
Аннотация: Данное исследование посвящено изучению влияния исторического опыта на общественную архитектуру, его участия в формировании художественного образа городских сооружений и ансамблей. В качестве объекта исследования выбрана Мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине. Этот памятник архитектуры проанализирован с учетом трансформацПоказать полностьюии его первоначального облика и художественного образа. Посредством философско-искусствоведческого анализа исследована как первоначальная церковь, так и современный ансамбль, созданный в послевоенное время и включающий в себя руинированную, но сохраненную главную доминанту исторического сооружения - его западную башню. Статья представляет результаты философско-искусствоведческого анализа архитектурного сооружения и комплекса, а также обращается к тому, какой исторический опыт и каким образом сказался на формировании художественного образа этого безусловно значимого и многозначного узла городской среды Западного Берлина. Среди составляющих влиятельного в отношении данного сооружения исторического опыта в статье названы следующие: образ немецкого государства и общества времени объединения Германии и правления Вильгельма I, а также Вильгельма II, т. е. в целом династии Гогенцоллернов (идейная программа сооружения); опыт бомбардировок и разрушения знакового сооружения; рефлексия связи военного возмездия и политических и военных амбиций государства и власти; рефлексия этого травмирующего события как в оправдательном ключе, так и в ключе покаяния - ретравматизации и восстановления на основе проживания сложного и болезненного опыта. This study is devoted to the study of the influence of historical experience on public architecture, its participation in the formation of the artistic image of urban structures and ensembles. The Kaiser Wilhelm Memorial Church in Berlin was chosen as the object of the study. This architectural monument was analyzed taking into account the transformation of its original appearance and artistic image. By means of philosophical and art history analysis, both the original church and the modern ensemble created in the post-war period and including the ruined but preserved main dominant of the historical structure - its western tower - were studied. The article presents the results of the philosophical and art history analysis of the architectural structure and complex, and also addresses what historical experience and how it affected the formation of the artistic image of this undoubtedly significant and polysemantic node of the urban environment of West Berlin. Among the components of the influential historical experience in relation to this structure, the article names the following: the image of the German state and society during the time of the unification of Germany and the reign of Wilhelm I, as well as Wilhelm II, i.e. the Hohenzollern dynasty as a whole (the ideological program of the structure); the experience of bombing and destruction of the iconic structure; reflection on the connection between military retaliation and the political and military ambitions of the state and the authorities; reflection on this traumatic event both in a justifying vein and in a repentant vein - retraumatization and restoration based on living through a complex and painful experience.
Журнал: Сибирский антропологический журнал
Выпуск журнала: Т. 9, № 1
Номера страниц: 54-66
ISSN журнала: 25421816
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"