Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.20913/2618-7515-2024-4-4
Ключевые слова: social philosophy, philosophy of education, epistemology, definition, pedagogics, functions of philosophy, социальная философия, философия образования, эпистемология, дефиниция, педагогика, функции философии
Аннотация: Введение. Статья посвящена рассмотрению существующих способов понимания философии образования как самостоятельной отрасли знания. Обсуждается круг специфических проблем философии образования. Анализируется соотношение социально-философских, эпистемологических, этических и аксиологических ориентиров в развитии философии образования.Показать полностьюПостановка задачи. Авторы предпринимают попытку системного представления философии образования как условно выделяемой сферы, включающей в себя как изучение философских и методологических проблем отдельных наук и практических отраслей (педагогика, дидактика, методика, дизайн образовательных курсов, управление образовательными организациями и т. д.), так и рефлексию социальных и общемировоззренческих проблем, возникающих в связи с вопросами образования. Методика и методология исследования. В ходе исследования авторами использовались методы концептуального анализа, сравнения и содержательного сопоставления рассматриваемых определений, критически рефлексировались различные позиции относительно понимания предмета и специфики философии образования, представленные в отечественной и зарубежной литературе. Результаты исследования. Осуществленное исследование позволило авторам прийти к заключению о том, что существует несколько стратегий конституирования философии образования как дисциплины. Первая из них - это обобщение под наименованием «философия образования» любых опытов философского осмысления проблематики, прямо или косвенно касающейся воспитания, обучения и образования человека. Вторая стратегия - это формирование сферы философии образования путем включения в нее всех исследований общих и методологических проблем наук об образовании. Третья стратегия заключается во включении образовательных вопросов в более широкую философскую перспективу Выводы. Многообразию способов понимания философии образования соответствует множество способов исследовательской активности. Важным является то обстоятельство, что использованию конкретного определения философии образования сопутствует и возникновение обязательств, касающихся идентификации и оценки собственных исследовательских результатов. Introduction. The article is devoted to the consideration of available ways of understanding the philosophy of education as an independent branch of knowledge. The authors discuss a range of specific problems in the philosophy of education. They analyze the relationship between socio-philosophical, epistemological, ethical and axiological guide-lines in the development of philosophy of education. Purpose setting. The authors make an attempt to systematically present the philosophy of education as a conditionally distinguished sphere, which includes both the study of philosophical and methodological problems of some sciences and practical branches (pedagogy, didactics, methodology, design of educational courses, management of educational organizations, etc.), and reflection social and worldview problems arising in connection with educational issues. Methodology and methods of the study. During the study, the authors used methods of conceptual analysis, comparison and meaningful juxtaposition of the definitions under consideration, critically reflected on various positions regarding the understanding of the subject and the specifics of the philosophy of education, presented in domestic and foreign literature. Results. The research carried out allowed the authors to conclude that there are several strategies for constituting the philosophy of education as a discipline. The first of them is a generalization under the name «philosophy of education» of any experiences of philosophical understanding of issues that directly or indirectly relate to the upbringing, training and education of a person. The second strategy is to shape the field of philosophy of education by including within it all research into the general and methodological problems of the educational sciences. The third strategy is to integrate educational issues into a broader philosophical perspective. Conclusion. The variety of ways to understand the philosophy of education corresponds to the variety of ways of research activity. It is important that the use of a specific definition of philosophy of education is accompanied by the emergence of obligations regarding the identification and evaluation of one’s own research results.
Журнал: Профессиональное образование в современном мире
Выпуск журнала: Т. 14, № 4
Номера страниц: 585-594
ISSN журнала: 22241841
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный аграрный университет