Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.21638/spbu34.2023.106
Ключевые слова: чувственное, рациональное, эстетическое, аудиальное мыш- ление, интенциональный объект, музыкальный смысл, эйдос, художественное творчество, интуиция, музыкальный опыт, конструкт, форма, воплощение, sensual, rational, aesthetic, auditory thinking, intentional object, musical meaning, eidos, artistic creativity, intuition, musical experience, construct, form, embodiment
Аннотация: В статье рассматривается проблема реального взаимодействия логико-рациональных и чувственно-эстетических компонентов в музыкальном мышлении. Традиционно музыка рассматривается как язык чувств, для которого любая интеллектуальная рефлексия является чуждой. На самом деле любой художественный артефакт представляет собой результат диалПоказать полностьюектического единства и противоборства чувственного и рационального. Не является исключением и музыка. Но в музыке это взаимодействие имеет свою специфику. Во-первых, логико-структурное в обязательном порядке подчинено чувственно-эстетическому. Во-вторых, рациональное не чужеродно музыкальному артефакту, но является его остовом, его логической формой. В-третьих, чем отчетливее и исполнитель, и реципиент осознают логико-структурный каркас музыкального произведения, тем более яркое, чувственно-насыщенное эстетическое впечатление он способны получить. В этом и заключается диалектический характер взаимодействия чувственного и рационального в музыкальном произведении. Более того, чувственное и рациональное в полном смысле слова творят, материализуют музыкальную ткань, превращая музыкальную идею, музыкальный эйдос из бытия в возможности в бытие в действительности. Наконец, чувственные и рациональные компоненты составляют основу операционных механизмов аудиального мышления. Аудиальное мышление - один из видов синтетического мышления, куда входят и вербальное, и визуальное, и другие формы мышления. Несмотря на то что каждому виду искусства соответствует своя ментальная ниша и они непереводимы в смысле адекватной трансплантации содержания из одной художественной сферы в другую, история искусств свидетельствует, что существуют достаточно многочисленные примеры, когда художники-творцы вдохновлялись на создание своего шедевра либо литературным первоисточником (примеры здесь наиболее многочисленны), либо картинами и т. д. Таким образом, аудиальное мышление работает в тесной связи с другими формами мышления. The article highlights the problem of the real interaction of logical-rational and sensory-aesthetic components in musical thinking. Traditionally, music is regarded as a language of feelings, for which any intellectual reflection is completely alien. In fact, any artistic artifact is a dialectical unity and confrontation of the sensual and rational. Music is no exception here. But in music, this interaction has its own specifics. Firstly, the logical-structural is necessarily subordinated to the sensual-aesthetic. Secondly, the rational is not alien to the musical artifact, but is its backbone, its logical form. Thirdly, the more clearly both the performer and the recipient are aware of the logical and structural framework of a musical work, the more vivid, sensually saturated aesthetic impression they are able to receive. This is the dialectical nature of the interaction of the sensual and rational in a musical composition. But that's not all. The sensuous and rational in the full sense of the word creates, materializes the musical fabric, turning the musical idea, the musical eidos from being into possibilities into being in reality. Finally, the sensory and rational components form the basis of the operational mechanisms of auditory thinking. Auditory thinking is one of the types of synthetic thinking, which includes both verbal and visual, and other forms of thinking. Despite the fact that each type of art has its own mental niche and they are not translatable in the sense of adequate transplantation of content from one artistic sphere to another, nevertheless, the history of art shows that there are quite numerous examples when creative artists were inspired to create their masterpiece or a literary source (examples here are the most numerous), or paintings, etc . Thus, auditory thinking works in close connection with other forms of thinking.
Журнал: Философия истории философии
Номера страниц: 76-82
Место издания: Санкт-Петербург