Стратегии исторической памяти в стихотворении К. М. Симонова «Безыменное поле»: истоки и контекст : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Идентификатор DOI: 10.30853/phil20250171

Ключевые слова: poetics of K. M. Simonov’s ballad, historical memory in literature, the intertextuality of Soviet poetry, the genre structure of the military ballad, elements of elegy in the ballad, поэтика баллады К. М. Симонова, историческая память в литературе, интертекстуальность советской поэзии, жанровая структура военной баллады, элементы элегии в балладе

Аннотация: Цель исследования - выявить в стихотворении К. М. Симонова «Безыменное поле» (1942 г.) стратегии реализации темы памяти через её мотивные и жанровые акценты. В статье представлены три уровня функционирования памяти в произведении советского поэта: это память литературы, память в литературе и литература как медиум культурной памяти.Показать полностьюНаучная новизна работы заключается в выявлении и реконструировании связи интересующего нас произведения с наследием Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, а также в изучении типологии основных мотивов «Безыменного поля», параллели к которым прослеживаются в творчестве В. С. Высоцкого, И. А. Бродского, С. Ю. Куняева. Полученные результаты показали, что К. М. Симонов опирается на жанровую и сюжетную традицию, но трансформирует её под задачи советской военной литературы, сохраняя при этом эстетическую сложность и идеологическую направленность. Таким образом, произведение оказывается не только отражением культурной памяти, но и активным участником её формирования в литературном процессе. The aim of this research is to identify the strategies for realizing the theme of memory through its motivic and genre accents in K. M. Simonov's poem "The Nameless Field" (1942). The article presents three levels of memory functioning in the work of the Soviet poet: literature's memory, memory in literature, and literature as a medium of cultural memory. The scientific novelty of this work lies in identifying and reconstructing the connection between the work of interest and the legacy of G. R. Derzhavin, V. A. Zhukovsky, and M. Yu. Lermontov, as well as in studying the typology of the main motifs of "The Nameless Field," parallels to which can be traced in the works of V. S. Vysotsky, I. A. Brodsky, and S. Yu. Kunyaev. The results obtained showed that K. M. Simonov relies on genre and plot traditions but transforms them to suit the tasks of Soviet military literature, while maintaining aesthetic complexity and ideological direction. Thus, the work turns out to be not only a reflection of cultural memory but also an active participant in its formation in the literary process.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Филологические науки. Вопросы теории и практики

Выпуск журнала: Т.18, 3

Номера страниц: 1187-1194

ISSN журнала: 19972911

Место издания: Тамбов

Издатель: ООО "Издательство "Грамота"

Персоны

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК