Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.7256/2454-0617.2025.1.73602
Ключевые слова: mobbing, harassment, conflict, employees, organization, prevention, supervisor, violence, bullying, activity, моббинг, харассмент, конфликт, сотрудники, организация, профилактика, руководитель, насилие, буллинг, деятельность
Аннотация: Предметом исследования настоящей работы является профилактика моббинга в трудовых коллективах. Состояние, вызываемое у жертвы моббинга (стресс, напряженность, страх, чувство вины и др.), отражается на том, как она справляется с трудовыми обязанностями и какие решения по поводу развития в организации принимает (например, может уволиПоказать полностьються, что повысит текучесть кадров в организации). Негативно и то воздействие, которое оказывает проявление моббинга на коллектив и организацию: ухудшение климата в коллективе, закрепление в качестве норм неэтичного поведения, отвлечение от выполняемой работы и т.д., что также сказывается на снижении результативности труда коллектива и социально-психологическом климате. В связи с этим целесообразно изучить возможности профилактики моббинга в организациях Основными методами исследования выступили теоретические методы (анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме и профилактике моббинга в служебных коллективах). Использован и метод теоретического моделирования (разработка модели профилактики моббинга в служебных коллективах). В проведенном теоретическом исследовании было выяснено то, что моббинг нередко начинается с подачи руководителя (осознанно или неосознанно, когда, например, руководитель поощряет конкуренцию) или даже управляется им (когда стоит задача - выжить какого-либо сотрудника). Конкретные мероприятия модели профилактики моббинга в организации предлагается разграничить на два этапа (подготовительный, основной). В рамках данных этапов мы предлагаем три направления профилактической работы с моббингом: нормативное, организационно управленческое, социально-психологическое. Нами разработаны рекомендации руководителю по профилактике моббинга в служебных коллективах. Нами была разработана модель профилактики моббинга в организации, объединяющая и систематизирующая существующие представления о мерах профилактики этой формы психологического насилия. Мероприятия модели профилактики моббинга в организации разграничены на два этапа (подготовительный, основной) и три направления (нормативное, организационно-психологическое). Были определены следующие задачи деятельности организации в рамках модели профилактики моббинга в организации: 1. Внедрение и закрепление в локальных нормативных документах организации норм корпоративной этики. 2. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. 3. Развитие управленческих навыков и управленческой культуры руководителей. The research subject is the prevention of mobbing in labor relations. The condition caused by the victim of mobbing (stress, tension, fear, guilt, etc.) affects how he/she copes with work responsibilities and what decisions one makes. There is also a negative impact that mobbing has on the team : the deterioration of the climate in the team, the consolidation of unethical behavior, distraction from the work performed, etc., which also affects the decrease in the effectiveness of the team and the socio-psychological degradation. In this regard, it is advisable to study the possibilities of preventing mobbing in organizations. The main research methods are theoretical methods (analysis, synthesis, generalization of literature on the problem and prevention of mobbing in service teams). The method of theoretical modeling was also used (development of a model for the prevention of mobbing in service groups). In the conducted research, it was found out that mobbing often begins with the submission of the head (consciously or unconsciously, when, for example, the head encourages competition). It is proposed to distinguish the specific measures of the mobbing prevention model in the organization into two stages (preparatory and basic). Within the framework of these stages, we propose three areas of prevention of the mobbing: regulatory, organizational and managerial, as well as socio-psychological. We have developed recommendations to the head on the prevention of mobbing in service teams. We have developed a model for the prevention of mobbing in an organization that combines and systematizes existing ideas about measures to prevent this form of psychological violence. The actions of the mobbing prevention in the organization are divided into two stages (preparatory and basic) and three directions (normative, organizational and psychological). The following tasks of the organization's activities were identified within the framework of the model of mobbing prevention in the organization: 1. Implementation and consolidation of corporate ethics standards in local regulatory documents of the organization. 2. Maintaining a favorable socio-psychological climate in the team. 3. Development of managerial skills and managerial culture of managers.
Журнал: Конфликтология / Nota Bene
Выпуск журнала: №1
Номера страниц: 113-131
ISSN журнала: 24098965
Место издания: Москва
Издатель: Даниленко Василий Иванович