Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: marxism, Oswald Spengler, historical materialism, soviet ideology, critique of progress, марксизм, Освальд Шпенглер, исторический материализм, советская идеология, критика прогресса
Аннотация: Статья посвящена анализу марксистской критики философии истории Освальда Шпенглера в советский период. Полемика вокруг его работы «Закат Европы» (1918-1922), где отвергается линейный прогресс в пользу циклической модели развития культур, предрекая неизбежный упадок Запада. Советские идеологи видели в Шпенглере выразителя буржуазногПоказать полностьюо пессимизма, чьи идеи противоречили марксистскому историческому материализму с его акцентом на классовой борьбе и революционном преобразовании общества. Исследование базируется на дискурс-анализе советских текстов 1920-1980-х годов, включая работы Ленина, статьи журнала «Под знаменем марксизма» и несоветских авторов (Асмус, Лифшиц, Шарапов). Выявляются ключевые риторические стратегии, редукция сложных философских построений Шпенглера до идеологических клише и стигматизация через ярлыки («реакционер», «буржуазный реваншист») и противопоставление его «фатализма» марксистскому «оптимизму». Исследованы методологические расхождения, если марксизм трактует историю как диалектику производительных сил и классовых противоречий, то Шпенглер предлагает«морфологию культур», где каждая цивилизация развивается по органическим законам, независимо от экономических факторов. В статье также рассматриваются параллели между шпенглеровским циклизмом и теорией этногенеза Льва Гумилёва. The article analyzes the Marxist critique of Oswald Spengler’s philosophy of history during the Soviet era, focusing on debates surrounding his work The Decline of the West (1918-1922), which rejected linear progress in favor of a cyclical model of cultural development predicting Western civilization’s inevitable decline. Soviet ideologists portrayed Spengler as embodying bourgeois pessimism, with ideas fundamentally opposed to Marxist historical materialism’s emphasis on class struggle and revolutionary social transformation. Through discourse analysis of Soviet texts from the 1920s-1980s including Lenin’s works, articles from Under the Banner of Marxism journal, and writings by Soviet thinkers (Asmus, Lifshits, Sharapov) - the study reveals key rhetorical strategies: reducing Spengler’s complex philosophy to ideological clichés, stigmatizing him through labels like “reactionary” and “bourgeois revanchist,” and contrasting his “fatalism” with Marxist “optimism.” The research highlights fundamental methodological differences between Marxism’s dialectical understanding of history through productive forces and class contradictions versus Spengler’s “morphology of cultures” where civilizations develop organically independent of economic factors, while also drawing parallels between Spengler’s cyclical theory and Lev Gumilev’s ethnogenesis concept.
Журнал: Под знаменем марксизма
Выпуск журнала: Т.1, №2
Номера страниц: 138-149
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья