Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: A. S. Demirkhanov, Krasnoyarsk branch of the Central Museum of V. I. Lenin, Museum Center "Ploshchad Mira", architecture, architectural ensemble on Strelka, Krasnoyarsk, А. С. Демирханов, Красноярский филиал Центрального музея В. И. Ленина, Музейный центр "Площадь Мира", архитектура, архитектурный ансамбль на Стрелке, красноярск
Аннотация: Статья посвящена исследованию художественного образа одного из наиболее значимых архитектурных ансамблей и сооружений в г. Красноярске - здания Красноярского филиала Центрального музея В. И. Ленина (ныне - Музейный центр «Площадь Мира»). Здание Музейного центра - образец советского модернизма и яркий проект в творческой биографии оПоказать полностьюдного из самых значимых в истории Красноярска архитекторов, Арэга Саркисовича Демирханова (1932-2020). Статья излагает анализ архитектурного ансамбля, включающего набережную, площадь Мира, здание музея и связующие пути (пешеходный мост через ул. Маркса, комплекс центральной лестницы), пароход-музей «Святитель Николай». Также в материале проанализированы особенности архитектурного объема здания музея и специфика его восприятия зрителем: уделено внимание необходимости кругового обхода сооружения, динамике объемов и динамичности их восприятия. В статье сделан вывод о том, что архитектурное решение ансамбля основано на двух противоречиях. Первое - это противоречивость восприятия сооружения: от запутанности зрителя при восприятии вблизи до ясности конструкции в плане/ в виде сверху. Второе противоречие связано с традиционно противопоставляемыми, но близко сопоставленными в решении А. С. Демирханова архитектурой как искусственной средой и природой как естеством. Статья показывает, что в данном сооружении, несмотря на его лидирующую роль в окружающем пространстве, архитектор с успехом решает задачу обращения, возвращения внимания зрителя к природным доминантам - реке, Столбам, естественному ландшафту Красноярска путем общения с архитектурой и движения в ансамбле. The article is devoted to the study of the artistic image of one of the most significant architectural ensembles and structures in Krasnoyarsk - the building of the Krasnoyarsk branch of the Central Museum of V. I. Lenin (now the Museum Center «Ploshchad Mira»). The building of the Museum Center is an example of Soviet modernism and a striking project in the creative biography of one of the most significant architects in the history of Krasnoyarsk, Areg Sarkisovich Demirkhanov (1932-2020). The article presents an analysis of the architectural ensemble, including the embankment, Mira Square, the museum building and connecting routes (pedestrian bridge over Marx Street, the central staircase complex), the steamship-museum «St. Nicholas». The article also analyzes the features of the architectural volume of the museum building and the specifics of its perception by the viewer: attention is paid to the need for a circular walk around the structure, the dynamics of volumes and the dynamism of their perception. The article concludes that the architectural solution of the ensemble is based on two contradictions. The first is the inconsistency of the perception of the structure: from the confusion of the viewer when perceiving it close to the clarity of the design in plan / in top view. The second contradiction is associated with the traditionally opposed, but closely compared in the solution of A. S. Demirkhanov architecture as an artificial environment and nature as natural. The article shows that in this structure, despite its leading role in the surrounding space, the architect successfully solves the problem of addressing, returning the viewer's attention to natural dominants - the river, the Pillars, the natural landscape of Krasnoyarsk through communication with architecture and movement in the ensemble.
Журнал: Северные Архивы и Экспедиции
Выпуск журнала: Т.9, №2
Номера страниц: 138-148
ISSN журнала: 25421158
Место издания: Красноярск
Издатель: ООО «МЦПК г. Красноярск»