Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: pedagogy, additional education, ART therapy, creativity, педагогика, дополнительное образование, арт-терапия, творчество
Аннотация: . Настоящая статья представляет собой анализ результатов опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение потенциала арт-терапии как эффективного метода развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В ходе исследования были апробированы технологии изотерапии, музыкотерапии и сказкотерапии в образовательной пПоказать полностьюрактике воскресной школы Красноярской епархии Русской Православной Церкви. Испытуемыми стали учащиеся в возрасте от пяти до семи лет, что позволило изучить специфику воздействия арт-терапевтических методов именно на дошкольников, находящихся на этапе активного формирования познавательных, эмоциональных и креативных компетенций. В рамках исследования применялся комплексный методологический подход, включающий дескриптивный и эмпирический методы. Дескриптивный метод позволил подробно описать условия и организацию арт-терапевтических занятий, специфику их влияния на эмоциональное и когнитивное развитие детей. Эмпирические методы включали наблюдение, анализ динамики развития творческих способностей и сопоставление результатов контрольной и экспериментальной групп. Важной составляющей исследования стало изучение влияния образовательного пространства и ситуативного контекста на успешность применения арт-терапевтических технологий, что ранее оставалось малоизученным аспектом в практике воскресных школ. Актуальность работы обусловлена необходимостью научного осмысления комплексного подхода к применению арт-терапевтических методик, а также выявления оптимальных условий для их эффективного внедрения в образовательную среду. Исследование направлено на верификацию гипотезы о том, что сочетание различных арт-терапевтических технологий, в том числе изотерапии, музыкотерапии и сказкотерапии, в условиях специально организованного пространства способствует не только развитию творческого мышления, но и укреплению эмоционального благополучия ребёнка, формированию целостного образного восприятия и способности к самовыражению. Результаты эксперимента подтвердили эффективность внедрения арт-терапевтических методов в образовательный процесс дошкольников. Было зафиксировано повышение уровня творческого самовыражения, эмоциональной вовлечённости, развитие образного восприятия, а также формирование более целостного понимания окружающей действительности. Полученные данные могут быть полезны педагогам, психологам и методистам. This article presents an analysis of experimental research results examining the potential of art therapy as an effective method for developing creative abilities in preschoolaged children. The study implemented art-based therapeutic techniques (including drawing therapy, music therapy, and storytelling therapy) within the educational framework of a Sunday school affiliated with the Krasnoyarsk Diocese of the Russian Orthodox Church. Participants were children aged five to seven years, enabling examination of art therapy's specific effects on preschoolers during their crucial stage of cognitive, emotional, and creative competency formation.The research employed a comprehensive methodological approach combining descriptive and empirical methods. The descriptive method facilitated detailed documentation of art therapy session conditions and organization, as well as their specific impact on children's emotional and cognitive development. Empirical methods included observation, analysis of creative ability development dynamics, and comparison of control and experimental group results. A significant focus was the investigation of how educational environment and situational context influence art therapy effectiveness - an understudied aspect in Sunday school practices.The study's relevance stems from the need for scholarly understanding of integrated art therapy approaches and identification of optimal conditions for their effective implementation in educational settings. The research tested the hypothesis that combining various art therapy modalities (drawing, music, and storytelling therapies) within a specially designed environment enhances not only creative thinking but also emotional wellbeing, holistic imagery perception, and self-expression capabilities in children.Experimental results confirmed the efficacy of art therapy methods in preschool education. Documented outcomes included increased creative self-expression, emotional engagement, developed imagery perception, and more comprehensive understanding of reality. These findings hold practical value for educators, psychologists, and curriculum specialists working in early childhood development.
Журнал: Цифровизация
Выпуск журнала: Т.6, №2
Номера страниц: 63-76
ISSN журнала: 27128733
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная молодёжная общественная организация "Союз молодых учёных Красноярья"