Тип публикации: доклад, тезисы доклада, статья из сборника материалов конференций
Конференция: Recent scientific investigation; Shawnee, USA; Shawnee, USA
Год издания: 2025
Ключевые слова: artificial intelligence, school education, digital divide, motivation, cognitive skills, academic honesty, personalization of learning, искусственный интеллект, школьное образование, цифровое неравенство, мотивация, когнитивные навыки, академическая честность, персонализация обучения
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния технологий искусственного интеллекта (ИИ) на школьное образование сквозь призму равенства и неравенства возможностей. Рассматриваются два противоположных эффекта: потенциал ИИ выравнивать доступ к качественным ресурсам за счёт персонализированных платформ и дистанционных сервисов; риск усиления цифрПоказать полностьюового разрыва между школами и семьями, различающимися по уровню инфраструктуры и ИИ-грамотности. Обсуждены последствия широкого применения ИИ для мотивации, когнитивных навыков и академической честности учащихся. Отмечается, что адаптивные системы могут повышать интерес к учёбе и развивать цифровые компетенции, но при бездумном использовании приводят к утрате самостоятельности, критического мышления и честного усилия. Анализируются ключевые возможности (персонализация, инклюзия, снижение рутинной нагрузки учителя) и угрозы (демотивация, плагиат, этические риски, зависимость от технологий). Сделан вывод о необходимости человекоцентричного подхода: ИИ должен усиливать, а не подменять педагогическую роль учителя; успешная интеграция требует регулирования, подготовки кадров и мер по снижению цифрового неравенства. The article analyzes the impact of artificial intelligence (AI) technologies on school education through the prism of equality and inequality of opportunity. Two opposing effects are considered: the potential of AI to equalize access to quality resources through personalized platforms and remote services; the risk of widening the digital divide between schools and families with different levels of infrastructure and AI literacy. The consequences of the widespread use of AI for students' motivation, cognitive skills, and academic honesty are discussed. It is noted that adaptive systems can increase interest in learning and develop digital competencies, but if used thoughtlessly, they lead to the loss of independence, critical thinking, and honest effort. Key opportunities (personalization, inclusion, reducing the teacher's routine workload) and threats (demotivation, plagiarism, ethical risks, dependence on technology) are analyzed. A conclusion is made about the need for a human-centered approach: AI should enhance, not replace, the pedagogical role of the teacher; Successful integration requires regulation, training and measures to reduce the digital divide.
Номера страниц: 13-20
Место издания: Shawnee, USA