Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: polar aviation, russian empire, discoverers, far North, arctic, Y. Nagursky, E. Kuznetsov, D. Alexandrov, полярная авиация, российская империя, первооткрыватели, крайний север, арктика, Я. И. Нагурский, Е. В. Кузнецов, Д. В. Александров
Аннотация: Для Российской империи территории Арктики были стратегически важными в политическом и экономическом отношении, государство стремилось не только присутствовать в арктических зонах, но и получить возможность создавать незамерзающие порты, получить выход в Северный Ледовитый океан, освоить Северный морской путь. Специально организованПоказать полностьюные полярные экспедиции на кораблях и шхунах не в полной мере могли выполнить государственные стратегические задачи, поэтому необходимы были новые технические способы освоения северных полярных и арктических территорий России. Данная статья представляет собой исследование периода зарождения полярной авиации в России и роли исторических деятелей, которые стояли у этих истоков. Работа сосредоточена на периоде с 1914 по 1917 год - историческом времени, когда использование авиационной техники на территории Крайнего Севера только начиналось. Материалами для исследования выступили новые исторические источники, включая мемуары полярных авиаторов, статьи и документы, которые позволяют раскрыть факты об одном из ключевых эпизодов отечественной истории науки, техники, государственного строительства в Арктике, открывших возможность ее воздушного покорения. Текстологический анализ ряда источников выявил принципиальное значение человеческого фактора - бесстрашных российских профессионалов, целеустремленных пилотов и авиамехаников, которые приложили много усилий, чтобы выполнить конкретные задачи, соответствующие государственным стратегическим устремлениям, и впервые в мире создать уникальное подразделение российского воздушного флота - полярную авиацию. For the Russian Empire, the territories of the Arctic were strategically important politically and economically, the state sought not only to be present in the Arctic zones, but also to be able to create ice-free ports, gain access to the Arctic Ocean, and master the Northern Sea Route. Specially organized polar expeditions on ships and schooners could not fully fulfill state strategic tasks, therefore new technical ways of developing the northern polar and Arctic territories of Russia were needed. This article is a study of the period of the origin of polar aviation in Russia and the role of historical figures who stood at these origins. The work focuses on the period from 1914 to 1917 - the historical time when the use of aviation equipment in the Far North was just beginning. The materials for the study were new historical sources, including memoirs of polar aviators, articles and documents that allow us to reveal facts about one of the key episodes in the national history of science, technology, and state-building in the Arctic, which opened the possibility of its aerial conquest. A textual analysis of a number of sources revealed the fundamental importance of the human factor - fearless Russian professionals, dedicated pilots and aircraft mechanics who put a lot of effort into fulfilling specific tasks corresponding to state strategic aspirations and for the first time in the world to create a unique unit of the Russian air fleet - polar aviation.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск журнала: Т.18, №5
Номера страниц: 1011-1021
ISSN журнала: 19971370
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский федеральный университет