Трансформация понятия «робототехника» в современной культуре : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Ключевые слова: philosophy of technology, philosophy of culture, robotics, artificial intelligence, digital humanism, posthumanism, copyright, generative art, философия техники, философия культуры, робототехника, искусственный интеллект, цифровой гуманизм, постгуманизм, авторское право, генеративное искусство

Аннотация: Статья посвящена философскому и культурологическому анализу трансформации понятия «робототехника» от его истоков до современности, исследуя эволюцию термина в контексте технологического прогресса и социокультурных изменений. Анализируется генезис самого понятия: от литературного происхождения в пьесе Карела Чапека и научно-фантастиПоказать полностьюческого вклада Айзека Азимова, заложившего основы дисциплины, до институционализации робототехники как академической и инженерной области во второй половине XX века. Особое внимание уделяется различиям в развитии термина на Западе, где он ассоциировался с автономными системами (например, промышленный робот Unimate), и в СССР, где доминировала кибернетика как междисциплинарная парадигма. В работе подчёркивается переход от технического анализа к гуманитарному осмыслению роботов и ИИ, включая их роль в искусстве, этике и социальных практиках. Современные кейсы (алгоритмическое искусство, театральные перформансы с участием ИИ) иллюстрируют формирование антропотехнического симбиоза, требующего пересмотра традиционных категорий субъектности и ответственности. Основной вывод, который можно сделать из этой статьи, заключается в том, что для разработки новых этических, образовательных и правовых норм в эпоху технологической интеграции необходимо использовать междисциплинарный подход, который объединяет технические и гуманитарные знания. Такой подход позволит предотвратить утрату человеческой идентичности в пользу алгоритмической оптимизации. The article is devoted to the philosophical and cultural analysis of the transformation of the concept of "robotics" from its origins to the present, exploring the evolution of the term in the context of technological progress and socio-cultural changes. The genesis of the concept itself is analyzed: from the literary origin in Karel Chapek's play and the science fiction contribution of Isaac Asimov, who laid the foundations of the discipline, to the institutionalization of robotics as an academic and engineering field in the second half of the 20th century. Special attention is paid to the differences in the development of the term in the West, where it was associated with autonomous systems (for example, the industrial robot Unimate), and in the USSR, where cybernetics dominated as an interdisciplinary paradigm. The paper highlights the transition from technical analysis to a humanitarian understanding of robots and AI, including their role in art, ethics, and social practices. Modern cases (algorithmic art, theatrical performances involving AI) illustrate the formation of an anthropotechnical symbiosis that requires a revision of the traditional categories of subjectivity and responsibility. The main conclusion that can be drawn from this article is that in order to develop new ethical, educational and legal norms in the era of technological integration, it is necessary to use an interdisciplinary approach that combines technical and humanitarian knowledge. This approach will prevent the loss of human identity in favor of algorithmic optimization.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т.9, 2

Номера страниц: 48-55

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

  • Зотов Степан Олегович (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК