Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.13187/bg.2025.2.902
Ключевые слова: northern sea route, TRANS-Siberian Railway, siberia, tariff, economic development, trade, sales markets, северный морской путь, транссибирская железнодорожная магистраль, сибирь, тариф, хозяйственное развитие, торговля, рынки сбыта
Аннотация: В статье рассмотрены факторы, сдерживавшие хозяйственное развитие Сибири на рубеже XIX-XX вв. Наиболее очевидным препятствием для быстрого хозяйственного развития Сибири в рассматриваемый период была удалённость региона от Европейской России, а также от экономических центров европейских государств. Интерес представляет то, что завеПоказать полностьюршение строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, связавшей Сибирь с Европейской Россией, с одной стороны, дало толчок к развитию региона, а с другой, по утверждению ряда исследователей начала ХХ в., не оказало в полной мере того влияния на экономическое развитие Сибири, которое можно было бы ожидать. По свидетельствам современников, сдерживающим фактором хозяйственного развития Сибири стала тарифная политика, направленная на защиту сельскохозяйственных производителей Европейской России, а также тарифные меры в отношении товаров, завозимых в Сибирь Северным морским путём. Авторы рассматривают роль челябинского тарифного перелома в развитии сельского хозяйства Сибири, а также Пермь-Котласской железной дороги в экспорте зерна из Сибири. Авторы отмечают, что исследователи начала ХХ в. большое значение придавали развитию судоходства по Северному морскому пути как альтернативы Транссибирской железнодорожной магистрали. В определённой степени такие настроения в обществе были обусловлены событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Предполагалось, что именно развитие водного сообщения позволит разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль, а также минимизирует расходы сибирских производителей на доставку грузов в европейские порты. Стоит отметить, что с последующим развитием железнодорожного сообщения тарифная политика была смягчена, что отвечало интересам сибирского крестьянства. The article examines the factors that hindered the economic development of Siberia at the turn of the 19th and 20th centuries. The most obvious obstacle to the rapid economic development of Siberia in the period under review was the remoteness of the region from European Russia, as well as from the economic centers of European states. It is interesting that the completion of the Trans-Siberian Railway, which connected Siberia with European Russia, on the one hand, gave impetus to the development of the region, and on the other, according to a number of researchers of the early 20th century, did not have the full impact on the economic development of Siberia that could have been expected. According to contemporaries, the restraining factor in the economic development of Siberia was the tariff policy aimed at protecting agricultural producers in European Russia, as well as the tariff policy regarding goods imported to Siberia via the Northern Sea Route. The authors examine the role of the Chelyabinsk tariff turning point in the development of Siberian agriculture, as well as the Perm-Kotlas railway in grain exports from Siberia. The authors note that researchers of the early 20th century attached great importance to the development of shipping along the Northern Sea Route as an alternative to the Trans-Siberian Railway. To a certain extent, such sentiments in society were due to the events of the Russo-Japanese War of 1904-1905. It was assumed that the development of water communication would relieve the Trans-Siberian Railway and minimize the costs of Siberian producers for the delivery of goods to European ports. It is worth noting that with the subsequent development of rail communication, the tariff policy was softened, which met the interests of the Siberian peasantry.
Журнал: Былые годы
Выпуск журнала: №20
Номера страниц: 902-910
ISSN журнала: 20739745
Место издания: Washington DC
Издатель: Cherkas Global University