К вопросу о создании и развитии системы школ-интернатов в рамках реформ образования 1958-1980 гг : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Идентификатор DOI: 10.18324/2224-1833-2025-2-94-102

Ключевые слова: BOARDING schools, education reform, social isolation, stigmatization, deviant behavior, extended day schools, social adaptation, школы-интернаты, реформа образования, социальная изоляция, стигматизация, девиантное поведение, школы продленного дня, социальная адаптация

Аннотация: В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в Советском Союзе были открыты школы-интернаты, ставшие важнейшим элементом советской системы образования. Необходимость создания школ-интернатов была связана с социально-экономическими условиями развития страны. Школы-интернаты не только решали идеологические задачи, но и отвечали вызовам времениПоказать полностью, выполняли социальный заказ общества. Проявление заботы о детях из малообеспеченных семей, не имеющих достаточных условий для их воспитания, отражало отношение государства к положению детей в стране. Мало кому из бывших воспитанников удалось пережить период обучения в интернате без каких-либо потрясений. В статье изучены мотивы создания школ-интернатов, организационно-педагогические проблемы их функционирования, влияние «институционального» воспитания на жизнь выпускников. Школы-интернаты изменили жизнь некоторых молодых людей, что в дальнейшем повлияло на благополучие как самих воспитанников, так и их семей. Актуальность изучения функционирования школ-интернатов, системы обучения и воспитания детей в них объясняется тем, что Н. С. Хрущев рассматривал эти учреждения как механизм построения коммунистического общества и воспитания подрастающего поколения - «строителей коммунизма». Несмотря на высокие цели реформы образования, меры по ее реализации начали проявлять признаки отступления еще до отставки Хрущева. Советское руководство не смогло обеспечить материальные, эмоциональные и педагогические условия для воспитания будущих «строителей коммунизма». Обращение к историческому опыту советского государства в вопросе народного (институционального) образования, социальной защиты уязвимой категории детей в условиях социальных потрясений 1950-1980-х гг. представляется особенно важным, поскольку занимает одно из центральных мест в современной государственной политике. In the late 1950s and early 1960s, boarding schools were opened in the Soviet Union, which became an important element of the Soviet education system. The need to create boarding schools was related to the socio-economic conditions of the country's development. Boarding schools not only solved ideological problems, but also responded to the challenges of the time, fulfilled the social order of society. The manifestation of concern for children from low-income families who did not have sufficient conditions for raising children reflected the state's attitude to the situation of children in the country. Few of the former pupils managed to survive the period of study in a boarding school without any shocks. The article examines the motives for the creation of boarding schools, the organizational and pedagogical problems of their functioning, influence of «institutional» education on the lives of graduates. Boarding schools changed the lives of some young people, had long-term consequences for their well-being and the well-being of their families. The relevance of studying the functioning of boarding schools, their system of education and upbringing of children there is explained by the fact that Khrushchev considered these institutions as a mechanism for building a communist society and educating the younger generations as «builders of communism». Despite the high goals of the education reform, efforts to implement it began to show signs of retreat even before the resignation of Khrushchev. The Soviet leadership failed to provide the material, emotional and pedagogical conditions for the education of future «builders of communism». An appeal to the historical experience of the Soviet state in the issue of public (institutional) education, social protection of vulnerable children in the context of social upheavals of the 1950s-1980s seems especially important, since it occupies one of the central places in modern state policy.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Проблемы социально-экономического развития Сибири

Выпуск журнала: 2

Номера страниц: 94-102

ISSN журнала: 22241833

Место издания: Братск

Издатель: Братский государственный университет

Персоны

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК