Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.31804/2782-4926-2025-4-2-73-93
Ключевые слова: Nietzsche's philosophy, Ryusuke Hamaguchi, «Drive my Car», intertextuality, philosophy of culture, postmodernism, философия Ницше, Рюсукэ Хамагути, «Сядь за руль моей машины», интертекстуальность, философия культуры, постмодернизм
Аннотация: Статья посвящена исследованию кинематографического творчества японского режиссёра Рюсукэ Хамагути сквозь призму философии культуры Фридриха Ницше. Автор рассматривает кино как визуальный носитель философского знания, способный транслировать сложные концептуальные основания на массовую аудиторию зрителя. На примере фильма «Сядь за рПоказать полностьюуль моей машины» анализируется репрезентация ницшеанских идей, проявляющихся в темах витализма, номадизма, театра как модели социума, экзистенциального одиночества и др. Особое внимание уделяется интертекстуальному взаимодействию с произведениями А. П. Чехова и влиянию философско-эстетического наследия А. Тарковского, что позволяет проследить сложную сеть культурных и смысловых реминисценций. Методологическую основу исследования составляют философско-искусствоведческий и семиотический методы анализа кино, позволяющие раскрыть структурные, визуальные и символические уровни произведения. В статье подчёркивается, что в существующей научной литературе отсутствует системное осмысление творчества Хамагути в контексте философии Ф. Ницше, что делает предпринятое исследование актуальным и значимым как для философии культуры, так и для современной киноэстетики. The article is devoted to the study of the cinematic work of Japanese director Ryusuke Hamaguchi through the prism of Friedrich Nietzsche's philosophy of culture. The author considers cinema as a visual carrier of philosophical knowledge, capable of transmitting complex conceptual foundations to a mass audience of viewers. Using the example of the film «Drive my Car», the representation of Nietzschean ideas is analyzed, manifested in the themes of vitalism, nomadism, theater as a model of society, existential loneliness, etc. Special attention is paid to intertextual interaction with the works of A. P. Chekhov and the influence of the philosophical and aesthetic heritage of A. Tarkovsky, which allows us to trace a complex network of cultural and semantic reminiscences. The methodological basis of the research consists of philosophical, art criticism and semiotic methods of analyzing cinema, which make it possible to reveal the structural, visual and symbolic levels of the work. The article emphasizes that the existing scientific literature lacks a systematic understanding of Hamaguchi's work in the context of the philosophy of F. Nietzsche, which makes the undertaken research relevant and significant both for the philosophy of culture and for modern cinema aesthetics.
Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал
Выпуск журнала: Т.4, №2
Номера страниц: 73-93
ISSN журнала: 27824926
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья