Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.15393/j5.art.2025.10589
Ключевые слова: managerial competence of a teacher, digital technologies in education, diagnostics of competence, professional development of a teacher, additional professional education, управленческая компетентность педагога, цифровые технологии в образовании, диагностика компетентности, профессиональное развитие педагога, дополнительное профессиональное образование
Аннотация: в условиях стремительной цифровизации образования перед педагогами встают новые вызовы, требующие не только владения цифровыми инструментами, но и развития управленческой компетентности, обеспечивающей успешное управление профессиональной педагогической деятельностью с применением цифровых технологий. Рассматривается проблема диагнПоказать полностьюостики уровня управленческой компетентности педагогов школ в области применения цифровых технологий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления дефицитов педагогов в области управления своей педагогической деятельностью, образовательным процессом, что включает целеполагание, планирование, координацию, мониторинг и анализ результатов обучения с использованием цифровых ресурсов. Цель статьи: теоретически обосновать подход к диагностике уровня развития управленческой компетентности педагогов школ по применению цифровых технологий и описать результаты данной диагностики на начальном этапе опытно-экспериментальной работы. Методология исследования: системно-деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный методологические подходы. Использованы теоретические методы: анализ, систематизация; эмпирические: опрос, анкетирование, тестирование; статистические: t-критерий Стьюдента, методы математической обработки данных и методики диагностики: «интеллектуальный руководитель», «самооценка управления профессиональной педагогической деятельностью», «методика мотивации к успеху», «тест рефлексивной общительности (ТРО)». В работе представлен анализ существующих подходов к определению и оценке управленческой компетентности педагогов, выделены когнитивно-самообразовательный, управленческо-деятельностный, мотивационно-волевой, рефлексивно-оценочный компоненты данной компетентности, показатели их проявления, названы методики диагностики. Описаны результаты констатирующего этапа эмпирического исследования. Анализ данных показал, что большинство педагогов испытывают трудности в применении цифровых технологий в управлении образовательным процессом, что требует разработки и внедрения специализированных программ повышения квалификации, ориентированных на развитие управленческих компетенций в цифровой среде. in the context of rapid digitalization of education, teachers face new challenges that require not only mastery of digital tools, but also the development of managerial competence that ensures successful management of professional pedagogical activity using digital technologies. The article considers the problem of diagnosing the level of managerial competence of school teachers in the field of digital technologies. The relevance of the study is due to the need to identify teachers' deficiencies in the field of managing their pedagogical activity, the educational process, which includes goal setting, planning, coordination, monitoring and analysis of learning outcomes using digital resources. The purpose of the article: to theoretically substantiate the approach to diagnosing the level of development of managerial competence of school teachers in the use of digital technologies and to describe the results of this diagnosis at the initial stage of experimental work. Research methodology: system-activity, personality-oriented and competence-based methodological approaches. Theoretical methods were used: analysis, systematization; empirical: survey, questionnaire, testing; statistical: Student's t-test, methods of mathematical data processing) and diagnostic methods: «intellectual leader», «self-assessment of professional pedagogical activity management», «methodology of motivation for success», «reflexive sociability test (RST)». The paper presents an analysis of existing approaches to defining and assessing the managerial competence of teachers, identifies cognitive-self-educational, managerial-activity, motivational-volitional, reflexive-evaluative components of this competence, indicators of their manifestation, and names diagnostic methods. The results of the ascertaining stage of the empirical study are described. Data analysis showed that most teachers experience difficulties in applying digital technologies in managing the educational process, which requires the development and implementation of specialized advanced training programs aimed at developing managerial competencies in the digital environment.
Журнал: Непрерывное образование: XXI век
Выпуск журнала: Т.13, №2
Номера страниц: 87-98
ISSN журнала: 23087234
Место издания: Петрозаводск
Издатель: Петрозаводский государственный университет