Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.31773/2078-1768-2025-170-55-67
Ключевые слова: concepts of the term “creativity, ” Russian and Western European science, a work of fine art, content and form, the individual picture of the world of the author and viewer, концепции понятия «творчество», русская и западноевропейская наука, произведение изобразительного искусства, содержание и форма, индивидуальная картина мира автора и зрителя
Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ классических и постнеклассических концепций понятия «творчество» в трудах российских и зарубежных ученых, внесших наиболее значительный вклад в изучение творчества, как вида деятельности человека. Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XX века до настоящего времени. ДПоказать полностьюанный процесс рассмотрен как часть картины мира автора и зрителя. Указан содержательный минимум данного понятия и его российская специфика, определены методы, способы и приемы выражения. Рассматриваются концепции творчества, которые возникли относительно недавно, в эпоху постмодернизма. Творчество и его значение для человека раскрыты через обращение к идеям ученых различных специальностей: философов, психологов, культурологов и искусствоведов. Наиболее пристально изучаются научные теории, посвященные именно художественному творчеству. Определяются основные этапы развития исследований по этой проблеме, проводится анализ методов изучения данного процесса. Выявляется новое в объяснении изучаемого феномена. Исследуется взаимовлияние и координация различных областей знания, с помощью которых можно понять принципы творческой работы мастера над произведением, выработку универсального образного языка, отражающего время и индивидуальность автора. The presented article provides a comparative analysis of classical and post-non-classical concepts of the concept of “creativity” in the works of Russian and foreign scientists who have made the most significant contribution to the study of creativity as a type of human activity. The chronological scope of the study covers the period from the beginning of the 20th century to the present. This process is considered as part of the worldview of the author and the viewer. The content minimum of this concept and its Russian specificity are indicated, methods, methods and techniques of expression are defined. The concepts of creativity that arose relatively recently, in the era of postmodernism, are considered. Creativity and its significance for humans are revealed through reference to the ideas of scientists of various specialties: philosophers, psychologists, cultural scientists and art historians. Scientific theories devoted specifically to artistic creativity are studied most closely. The main stages in the development of research on this problem are determined, and methods for studying this process are analyzed. New things are revealed in the explanation of the phenomenon being studied. The mutual influence and coordination of various fields of knowledge is explored, with the help of which one can understand the principles of the master’s creative work on a work, the development of a universal figurative language that reflects the time and individuality of the author.
Журнал: Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств
Выпуск журнала: №1
Номера страниц: 55-67
ISSN журнала: 20781768
Место издания: Кемерово
Издатель: Кемеровский государственный институт культуры